(8412) 23-10-34
Напишите нам
CAPTCHA
На минувшей неделе в Кирове прошла первая в своем роде межрегиональная практическая конференция «ГОС ИТ: практики и стратегии региональной информатизации. От ограничений к возможностям». Среди участников были отмечены врио губернатора Кировской области Игорь Васильев, представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, а также гости из более чем 15 регионов: сотрудники региональных администраций и органов госвласти, ответственных за информатизацию, эксперты в области ИКТ. Представители делегации от нашего региона — сотрудники ГК «Росоператор» поделились впечатлениями и высказали предположения, чего IT-сфере ждать по итогам обсуждения.

На повестке дня стояли вопросы региональной информатизации: ее управления с учетом Системного проекта Электронного Правительства РФ, муниципальной информатизации, лучших региональных практик в сфере развития государственных и муниципальных услуг, эффективности электронных госуслуг, МФЦ. В рамках нескольких секций участники обсудили возможности межрегионального сотрудничества ИТ-министерств, импортозамещения в ИТ, взаимодействия региональных властей и опорных вузов в ИТ-сфере.

По мнению участников, за последние годы в региональной информатизации произошло много положительных изменений. Информационные услуги проникают во все сферы жизни: качественные изменения заметны в здравоохранении, регистрации прав собственности, уплаты налогов, банковском обслуживании и других. Создан портал госуслуг Минкомсвязи России, сеть многофункциональных центров «Мои документы», благодаря которым более 90% россиян имеют возможность получать госуслуги по принципу «одного окна». Однако не удалось избежать накопления критических системных ошибок.

По словам заместителя директора ГК «Росоператор» по вопросам развития Алексея Никулина, в рамках конференции участники обсуждали стратегически важные для будущего информатизации России темы: перспективы и пути развития. Региональный опыт показал, что типизированные решения, «спускаемые» из федеральных министерств, на местах не могут работать в том виде, в котором они задумывались изначально. 

Система управления государственными услугами является реализацией в электронном виде государственных регламентов, которые проистекают из нормативных актов. Если на федеральном уровне все совершается одинаково, на региональном уровне начинается неразбериха. Каждая область обладает собственными регламентами и нормативными базами — вплоть до того, что за один и тот же вопрос могут отвечать разные специалисты. Это приводит к тому, что каждому региону приходиться «переписывать» решения, таким образом, бизнес-процессы протекают совершенно по-другому. По этой причине дать общий инструмент не получается: он просто не работает. Есть регионы, которые проблему замалчивают, а есть те, которые о них активно заявляют. 

— Что делать? Продолжать идти по пути стандартизации регламентов? — комментирует Алексей Никулин. — Или изменять принципы их построения? Приятно, что среди участников были люди, которые могут принимать решение на федеральном уровне — представители Министерства связи, и люди которые не один год занимаются подобными вопросами. Радует также, что это была не формальная встреча, а серьезная дискуссия, в рамках которой задавались вопросы и поднимались проблемы, которые частенько замалчиваются. На мой взгляд, будет правильным сделать подобные встречи ежегодными. Когда региональная власть понимает значимость и перспективы IT, это может дать серьезные шансы для развития региона.

Свое видение развития информационно-коммуникационных технологий участники высказали в итоговой резолюции межрегиональной конференции. В ней отмечается следующее. Несмотря на тот факт, что качество и уровень государственного управления в стране существенно повысились, сохранились проблемы недостаточной координации работы между ИТ-службами региональных государственных органов. 

Задачи информатизации перед субъектами Российской Федерации стоят одни и те же, руководствуются они одними и теми же нормативно-правовыми актами федерального уровня. Но в силу политической и территориальной разобщенности субъектов РФ каждый регион решает задачи автоматизации в одиночку, мало координируясь с соседями. 

С одной стороны, это позволяет накапливать уникальный опыт и «лучшие практики», но, с другой стороны, многократное решение одних и тех же задач в масштабах страны обременительно для бюджета государства и субъектов в непростых экономических условиях. Объединение усилий при решении схожих задач или при схожих условиях должно стать выходом из ситуации, а помимо этого сделать более качественной экспертизу принимаемых решений.

В целях дальнейшего обеспечения эффективного развития отрасли в регионах участники предложили федеральным властям реализовать инициативный проект с рабочим названием «База знаний электронного правительства Российской Федерации». В его задачах будут сбор, анализ и организация доступа к практическим методическим материалам по проектам региональной информатизации, стратегиям и концепциям развития региональной ИКТ-инфраструктуры, технических проектов и технических заданий, регламентов взаимодействия участников ИКТ-процессов, документации по организации и управления ИКТ-проектами в госсекторе. 

Также участники предложили реализовать инициативный проект «Школа ключевых компетенций электронного правительства РФ». По задумке, проект будет направлен на реализацию модели «профессионального туризма». В рамках этой модели будут обеспечены очное и заочное межрегиональное взаимодействие IT-специалистов, определены ключевые компетенции в области госсектора ИКТ в регионах, организованы профильные практические конференции, к участию в мероприятиях проекта привлечено научное сообщество, в рамках межрегионального обмена и в рамках профильных практических конференций.

Министерству связи и массовых коммуникаций России участники предложили улучшить пользовательские свойства и модернизировать систему поиска на портале Реестра отечественного программного обеспечения.

— Прекрасно, когда появляются подобные площадки, способные объединить представителей различных регионов и власти для обмена опытом, обсуждения и решения проблем, связанных с развитием информатизации государственных услуг, — делится Алексей Никулин. — Я лично вижу в этом немалую заслугу врио губернатора Кировской области Игоря Васильева, который осознает важность IT. Что эта сфера перспективна и неразрывно связана с любыми развивающимися отраслями в регионе. Например, в рамках секции, где докладчиком был я, обсуждали региональный опыт работы с открытыми данными. Наш доклад был посвящен проекту «Росоператора»«Открытая Пенза», однако эта тема намного шире. 

Формат и результаты организованной в Кирове встречи так понравился всем участникам, что они решили предложить врио Губернатора Кировской области перевести межрегиональную практическую конференцию «ГОС ИТ: практики и стратегии региональной информатизации. От ограничений к возможностям» в формат ежегодной. 

Кстати, говоря об информатизации и электронных услугах в Пензенской области, стоит с грустью отметить, что проблемы других регионов не чужды и нам. С момента написания предыдущего материала о судьбе электронных услуг в Сурском крае практически ничего не изменилось. По-прежнему хорошо развитая сеть МФЦ является тормозящим фактором дальнейшей информатизации региона. Многие граждане даже не знают, что имеют возможность получить ряд услуг, вообще не выходя из дома. 

По-прежнему на уровне методологии и методических рекомендаций по разработке электронных сервисов межведомственного взаимодействия наблюдается резкая смена «правил игры». 

Все еще остро стоит перед IT-отраслью региона проблема того, что многие государственные услуги не ложатся с текущей нормативной базой на автоматизацию. У властей предержащих нет понимания необходимости менять административные регламенты, а иногда — региональное и Федеральное законодательство, чтобы процесс получения ряда услуг стал более автоматизированным и «гуманным».

И все же, несмотря на «трудности перевода» между властью и IT-отраслью, продолжает успешно работать и помогать пензенцам разработанный специалистами Росоператора программный комплекс «Госуслуги.Open». Не так давно мы даже писали о том, что одно из составляющих комплекс решений, «Система исполнения государственных и муниципальных услуг», включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

— Полагаю, что в будущем году каких-то революционных изменений в IT-отрасли региона ждать не приходится, — комментирует начальник службы внедрения ГК «Росператор» Артем Рудаковский. — Согласно информации из открытых источников, больше средств на развитие отрасли власти выделять не стали. Однако, возможно, нас ждут изменения качественные — эволюционные. Сегодня в электронные переведены практически все возможные региональные услуги. Следующий шаг — введение общей концепции взаимодействия с госорганами. Здесь мы снова говорим о проблеме разности регламентов и о том, что зачастую они устарели и требуют оптимизации к современным условиям жизни. К примеру, было бы неплохо прописать возможность приносить в госорганы оригиналы документов только 1 раз — на завершающей стадии оказания услуги, до этого обходясь сканами. Сейчас во многих регламентах прописана необходимость предоставления оригиналов на этапе запуска услуги в производство. Конечно, для этого региону необходима политическая воля. Но процедура не быстрая, выгода для чиновников не очевидна. 

Однако стоит отметить, что именно Пензенская область технологически — одна из самых подготовленных в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления межведомственного взаимодействия в электронном виде.